Цветочный художник - Мэри Делани

В конце 18-ого столетия, дважды овдовевшая Мэри Делани создала почти тысячу захватывающих дух, красивых и запутанных цветочных мозаик из бумаги. Оклеенные на черные фоны, они не были только ошеломляющими, а также и точными в ботаническом смысле. Мэри Делани начинала свой проект в ранних 70-ых гг. и остановилась только спустя 10 лет, в 1783 году, когда ее зрение ухудшилось. Сегодня ее коллажи проживают в Британском Музее.

Жизнь Делани читается как роман Джейн Остин. Родившаяся в 1700 году, как Мэри Грэнвиль, в незначительной части аристократической семьи, она провела свое детство с тетей, старательно готовясь к решению о передачи престола. Но аккуратно планируемое будущее развалилось, когда ее тетя и дядя поддержали не того наследника после смерти Королевы Энн. Чтобы спасти семейные состояния, 17-летняя Мэри, несколько лет спустя, была замужем за Александром Пендарвесом, слюнявым старым алкоголиком. Это душераздирающий отрезок в ее жизни можно наблюдать в письмах, описывающие ее 60-летнего мужа как "отвратительного", “чрезмерно толстого” и кидающего “неодобрительный взгляд”. В тот период она писала, что потеряла “все, что делает жизнь желательной”. Он был “мой тюремщик”.

В течение семи долгих лет Мэри выносила эту несчастную жизнь, пока Пендарвес наконец не умер. Хотя по историям истцов, она оставалась не состоящей в браке в течение следующих двух десятилетий, наслаждаясь своей независимостью и упиваясь ее тесными отношениями с подругами и младшей сестрой Энн. Эта информация была доступна, главным образом, через корреспонденцию сестер.

Мэри вышивала, рисовала и наслаждалась светской жизнью. Когда она выбиралась на лондонские собрания, признавалась Мэри, она сталкивалась с большим количеством влюбленных взглядов, шептаний и подмигиваний . Мэри флиртовала и танцевала, но она не влюблялась ни в кого, пока не встретила Патрика Делани, протестантского ирландского священнослужителя, за которого и вышла замуж, к тревоге ее семьи, когда ей было 43 года.

Это был весьма благоприятный брак, в котором они разделили любовь к растениям и естествознанию. За следующие 25 лет Делани жила со своим мужем в Ирландии, где они создали сад, который стал удивительным созданием, землей удовольствия.” Когда умер ее муж, 68-летняя Делани была опустошена. Ее подруга, Герцогиня Портленда, всячески заботилась о ней, но первые годы после смерти мужа были очень трудным, пока в один прекрасный день, в октябре 1772 года, Мэри не обратила внимание на то, как упал лепесток герани на темную поверхность стола. Поблизости было немного бумаги подобного цвета. Вдохновленная картиной, она начала свой первый коллаж.“Я изобрела новый способ обожать цветы” - объяснила она.

И так, Мэри Делани продолжала экспериментировать, смешивая пигменты, анализируя растения и иногда добавляя их части к коллажам, в конечном счете склеивая десятки тысяч элементов: самые крошечные точки, загогулины, кусочки, щепки и петли ярко цветной бумаги.

Она не просто делала симпатичные картины, она создавала удивительное. У герцогини, которая представляла создания Делани, была одна из самых больших коллекций экспонатов естествознания в стране. Мэри получила экземпляры из Королевского ботанического сада в Кью, и видела цветочные останки, которые возвратились из Австралии на Походе Капитана Кука. Она была ранней поклонницей так называемой “половой системы Карла Линнэеуса,” метод классификации, основанной на числах репродуктивных органов растений — тычинки и пестики. Столь изящное искусство было основано на ловком совмещении и подсчете половых органов цветов.

Многие из глав “Бумажного Сада” были названы после появления "Флоры Делани " (представленная в 10 томах, коллекция была пожертвована британскому Музею старшей племянницей Делани в 1895). Выбор этих изображений, воспроизведенных в цвете, являлись частью истории Мэри, метафоры для особых отрезков ее жизни. Различные интерпритации китайских фонарей (физалис Physalis), например, связаны с детством Делани, молодой женственностью, зрелостью и старостью. Возможно, шипы на чертополохе, изображенные в определенный период ее творчества, воплощали защиту в браке, когда она была вынуждена выйти замуж за своего первого мужа.

Иногда связи кажутся слишком неправдоподобными. Серые тени в белых лепестках южной магнолии (Магнолия grandiflora) напоминают берега в светло-каштановых волосах, хотя волосы Делани к тому моменту были окутаны седеной…